Аналитика Об интеграции Украины в цифрах
Экономика | воскресенье, 7 августа 2011 в 11:32
Валерий Иванович Мунтиян - доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Украины. Является уполномоченным Правительства Украины по вопросам сотрудничества с Россией, СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями.
Оценивая работу Таможенного союза и ЕС, потенциальные выгоды и убытки, которые может получить от членства в них Украина, считаю, что ориентироваться здесь необходимо не на политическую риторику, а на практицизм и конкретные цифры. Вступление в ТС на выгодных для Украины условиях остановит катастрофическое нарастание негативного сальдо внешнеторгового баланса Украины. И, напротив, усугубит при присоединении к ЗСТ ЕС.
ТС состоялся, и отчетные статистические данные показывают положительную динамику. Так, увеличение товарооборота за пять прошедших месяцев в сравнении с аналогичным периодом 2010 года составило 135.1% в России, 142.8% в Беларуси,143.1% в Казахстане. Это самые высокие темпы роста в трех странах за последние пять лет.
ТС поможет Беларуси выровнять экономику
Скептики могут сказать, что в экономике Беларуси не все так радужно, но, думаю, вины ТС в данной ситуации нет. Полагаю, что ситуация в республике выровняется, и положительным фактором стабилизации будет именно Таможенный союз.
Хочу заметить, что экономика Беларуси одной из первых преодолела структурный кризис после развала Советского Союза. Она не только сохранила, но и приумножила национальное богатство страны, обеспечила всеобщую занятость, сохранила производственно-экономический потенциал и высокопрофессиональные трудовые коллективы, модернизировала хозяйственный комплекс страны.
За пять месяцев текущего года темпы роста ВВП Республики Беларусь составили 112.5%, промышленной продукции - 112.5%, инвестиций в основной капитал в постоянных ценах - 131%, перевозки грузов - 115.5%, оборота розничной торговли- 122.3%. Это самый высокий рост макроэкономических показателей среди стран СНГ.
Необходимо отметить, что в условиях виртуализации экономики важную роль играет структура ее реального сектора. Исходя из производственного подхода, в Республике Беларусь создана оптимальная структура валовой добавленной стоимости. Доля промышленности составляет 29.6%, сельского хозяйства - 8.9%, строительства - 12.2%, сферы услуг - 49.3%. Для примера в ЕСпромышленность занимает 18%, сельское хозяйство 1.7%, строительство 6.3%, услуги 74%. В США доля сферы услуг составляет более 80%.
Вместе с тем, в белорусской экономике образовались и определенные структурные диспропорции, наличие которых привело к потере финансовой устойчивости. К таким диспропорциям следует отнести высокий уровень доли перераспределения доходов через консолидированный бюджет: в течение последних лет эта доля составляла около 50%, а в 2008 году - 50.6%, что выше, чем в большинстве стран ЕС, где аналогичный уровень имеет только Швеция. В Украине, например, эта цифра составляет 28.6%, в Российской Федерации - 35%, в США - 30%, в Китае - 20%. Кроме того, к диспропорциям следует также отнести заниженное отношение наличных денег в обращении (М0) к общей денежной массе (М2), которое составляет 17%. Наблюдается в республике и заниженный показатель монетизации экономики: отношение общей денежной массы (М2) к ВВП составляет 16.2%. Для сравнения, в России это 45%, в Украине - 55%. При таких показателях явно недостаточными являются международные валютные резервы Республики Беларусь, которые в 2010 году составили $3.4 млрд. А вот уровень ставки рефинансирования в Беларуси, напротив, самый высокий среди стран СНГ: в 2009 он составил 13.5%, в 2010 -10.5%. Повышение социальных стандартов, без сбалансирования ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и бюджетной политики, закрытие части рынков ЕС, а также вывоз капитала из страны нерезидентами в течение короткого срока и некоторые другие факторы спровоцировали нежелательный ажиотаж.
Я уверен, что существующие диспропорции будут устранены и в дальнейшем экономика Республики Беларусь будет эффективно развиваться.
Какие выгоды может получить от членства в ТС Украина?
Для того, чтобы облегчить поиск ответа на этот вопрос, проанализируем расчеты.
Интеграционные процессы сложны. Поэтому в своих исследованиях мы старались не обращаться к комбинаторным методам и не допускать манипулирования цифрами. Теории подтверждаются фактами и практикой, а факты и практика - теорией. Поэтому в проведенных исследованиях нами были использованы методы многомерного анализа.
Последствия от принятия новых политико-экономических решений трудно оценивать сразу, особенно, если речь идет о подписании международных соглашений и создании новых региональных объединений, в которые независимая Украина еще не входила. Использовать метод простой экстраполяции текущих тенденций легкомысленно и недопустимо. Предпочтение следует отдать методам сценарного предвидения, в которых вероятность реализации прогноза зависит не от текущих тенденций развития национальной и мировой экономик, а в большей степени от тех сценарных условий (договоренностей в рамках подписываемых соглашений), которые закладываются в прогноз.
Когда мы оценивали возможные последствия вступления Украины в Таможенный союз, то исходили из конкретных проектов кооперации в производственной сфере и объемов капиталовложений на их развитие, а также от четких и понятных параметров цены на энергоносители, которые будут установлены для Украины. Об этом уже не раз шла речь во время рабочих встреч и именно это дает нам основания говорить о высокой вероятности реализации наших позитивных прогнозов. А когнитивная модель национального богатства, демографического, технологического, культурного и духовного развития только усиливает позитивные экономические прогнозы.
Единственным сложно предсказуемым вопросом, который обязательно окажет существенное влияние на реализацию прогноза, остается правильная оценка реакции со стороны третьих стран на вступление Украины в Таможенный союз. На данном этапе расчетов мы заложили только применение со стороны стран-членов ВТО компенсационных мер относительно Украины.
Если предварительные договоренности по производственной кооперации и ценам на энергоносители будут пересмотрены, это приведет к необходимости корректировки нашего прогноза. Появление дополнительной информации о возможной реакции третьих стран на вступление Украины в Таможенный союз также потребует внесения корректив в наш прогноз.
Расчет проведен с использованием экономико-математической модели на базе таблицы «затраты-выпуск» за 2008 год с учетом изменения средней арифметической ставки пошлины, а также перечня приоритетных инфраструктурных и промышленных проектов из протокола шестого заседания комитета по вопросам экономического сотрудничества украино-российской межгосударственной комиссии.
Таблица 1
В структуре внешней торговли Украины товарами и услугами Россия занимает большую долю, чем ЕС (в %)
|
январь-июнь 2010 года |
|
|
январь-июнь 2011 года |
|
|
|
ВТО |
Экспорт |
Импорт |
ВТО |
Экспорт |
Импорт |
Всего товары и услуги |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
в т. ч. со странами: |
|
|
|
|
|
|
СНГ |
39.8 |
37.8 |
41.8 |
41.3 |
37.2 |
45.3 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
Таможенный Союз |
36.8 |
34.2 |
39.6 |
38.7 |
34.2 |
43.2 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
Россия |
32.0 |
29.0 |
35.0 |
33.4 |
29.4 |
37.3 |
Другие страны мира |
60.2 |
62.2 |
58.2 |
58.7 |
62.8 |
54.7 |
в т. ч. со странами: |
|
|
|
|
|
|
ЕС |
29.0 |
24.8 |
33.3 |
29.9 |
28.4 |
31.4 |
|
|
|
|
|
|
|
США |
2.7 |
2.3 |
3.1 |
2.8 |
2.2 |
3.4 |
Китай |
4.2 |
1.9 |
6.6 |
4.6 |
2.4 |
6.7 |
Турция |
3.9 |
5.5 |
2.2 |
3.5 |
5.2 |
1.8 |
Таблица 2
Прирост (+)/снижение(-) объемов выпуска продукции по ВЭД и ВВП в целом в условиях вступления Украины в Таможенный союз с РФ, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, в %
Данные приведены по состоянию на 25 июня 2011года
Вид экономической деятельности |
1-ая волна* |
2-ая волна* * |
|
Сельское хозяйство, охота и связанные с ними услуги |
2.12 |
2.43 |
|
Лесное хозяйство и связанные с ним услуги |
1.6 |
2.71 |
|
Рыбалка, рыборазведение |
0.15 |
2.61 |
|
Добыча угля, лигнита, торфа; добыча урановой и ториевой руд |
3.56 |
4.09 |
|
Добыча углеводов и связанные с ним услуги |
4.45 |
4.32 |
|
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
3.97 |
4.18 |
|
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий |
1.11 |
2.09 |
|
Легкая промышленность |
0.65 |
1.94 |
|
Обработка древесины и изготовление изделий из древесины; целлюлозно-бумажное производство; полиграфическая деятельность |
0.73 |
2.03 |
|
Производство кокса; производство ядерных материалов |
0.41 |
3.62 |
|
Производство продуктов нефтепереработки |
0.71 |
3.48 |
|
Химическая и нефтехимическая промышленность |
2.97 |
3.13 |
|
Производство другой неметаллической минеральной продукции |
5.02 |
3.38 |
|
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
4.12 |
3.69 |
|
Машиностроение |
6.21 |
4.07 |
|
Другие сферы промышленности |
2.07 |
2.93 |
|
Производство и распределение электроэнергии |
3.40 |
3.49 |
|
Производство и распределение газа |
2.43 |
4.04 |
|
Поставка пара и горячей воды |
1.85 |
4.06 |
|
Сбор, очищение и распределение воды |
4.39 |
4.73 |
|
Строительство |
6.94 |
3.98 |
|
Торговля; ремонт автомобиля, бытовых изделий и предметов личного использования |
2.64 |
4.36 |
|
Деятельность отелей и ресторанов |
0.90 |
1.37 |
|
Деятельность транспорта |
5.75 |
3.7 |
|
Деятельность почты и связи |
2.87 |
3.64 |
|
Финансовая деятельность |
0.30 |
1.56 |
|
Операции с недвижимым имуществом |
10.87 |
6.46 |
|
Аренда машин и оборудования, прокат бытовых изделий и предметов личного использования |
5.17 |
4.35 |
|
Деятельность в сфере информации |
1.05 |
3.24 |
|
Исследования и разработки |
5.69 |
4.77 |
|
Деятельность в сфере права, бухгалтерского учета, инжиниринга; предоставление услуг предпринимателям |
1.98 |
3.74 |
|
Государственное управление |
5.76 |
3.55 |
|
Образование |
2.85 |
2.39 |
|
Охрана здоровья и предоставление социальной помощи |
3.88 |
3.13 |
|
Санитарные услуги, уборка мусора и утилизация отходов |
9.68 |
4.79 |
|
Деятельность общественных организаций |
0.19 |
1.21 |
|
Деятельность в сфере культуры и спорта, отдыха и развлечений |
1.00 |
1.36 |
|
Предоставление индивидуальных услуг |
1.83 |
2.85 |
|
Валовой выпуск (всего) |
3.26 |
3.35 |
|
Валовой внутренний продукт |
2.2 |
2.06 |
|
*- первая волна учитывает прямое влияние на выпуск продукции от изменения условий торговли продукцией по видам экономической деятельности
**-вторая волна учитывает дальнейшее опосредствованное лаговое влияние от изменения условий торговли продукцией по видам экономической деятельности
Потери (дополнительный прирост/снижение) объемов выпуска видов экономической деятельности (ВЭД) в условиях вступления Украины в зону свободной торговли с ЕС, в %
(расчет проведен с использованием экономико-математической модели на базе таблиц "затраты-выпуск" за 2009 год с учетом изменения средней арифметической ставки ввозной пошлины ЕС и Украины)
Вид экономической деятельности |
11рирост (снижение) объема выпуска продукции за ВЭД: |
|
в первый год действия ЗСТ на основе трансформационного периода2 |
последний год действия ЗСТ на основе трансформационного периода2 |
|
Сельское хозяйство, охота и связанные с ними услуги |
0,08 |
0,09 |
Лесное хозяйство и связанные с ним услуги |
-0,18 |
-0,29 |
Рыбное хозяйство |
0,03 |
0,01 |
Добыча угля, лигнита и торфа; добыча урановой и ториевой руд |
-0,33 |
-0,53 |
Добыча углеводов и связанные с ним услуги |
-0,11 |
-0,13 |
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
-0,45 |
-0,67 |
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий |
0,07 |
0,09 |
Легкая промышленность |
-0,17 |
-0,19 |
Обработка древесины и производство изделий из древесины; целлюлозно-бумажное производство: издательская деятельность |
-0,77 |
-0,76 |
Производство кокса; производство ядерных материалов |
-0,09 |
-0,09 |
Продукты нефтепереработки |
-0,05 |
-0,05 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
-1,29 |
-1,33 |
Производство другой неметаллической минеральной продукции |
-0,14 |
-0,18 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
-0,14 |
-0,15 |
Машиностроение |
-0,57 |
-0,91 |
Другие отрасли промышленности |
-0,43 |
-0,47 |
Производство и распределение электроэнергии |
-0,12 |
-0,19 |
Производство и распределение газа |
-0,16 |
-0,25 |
Производство и распределение воды |
-0,03 |
-0,04 |
Сбор, очистка и распределение воды |
-0,20 |
-0,22 |
Строительство |
-0,20 |
-0,40 |
Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
-0,08 |
-0,13 |
Деятельность гостиниц и ресторанов |
0,01 |
-0,03 |
Деятельность транспорта |
-0,20 |
-0,32 |
Почта и связь |
-0,20 |
-0,40 |
Финансовая деятельность |
-0,05 |
-0,08 |
Операции с недвижимостью |
-0,21 |
-0,31 |
Аренда машин; прокат бытовых изделий и предметов личного потребления |
-0,15 |
-0,21 |
Деятельность в сфере информатизации |
-0,20 |
-0,34 |
Исследования и разработки |
-0,30 |
-0,60 |
Деятельность в сферах права, бухгалтерского учета, инжиниринга; предоставление услуг предпринимателям |
-0,21 |
-0,27 |
Государственное управление |
-0,20 |
-0,34 |
Образование |
0,11 |
0,05 |
Здравоохранение и предоставление социальной помощи |
-0,40 |
-0,60 |
Санитарные услуги, уборка мусора и уничтожение отходов |
-0,41 |
-0,53 |
Деятельность общественных организаций |
-0,10 |
-0,15 |
Деятельность в сфере культуры и спорта, отдыха и развлечений |
-0,05 |
-0,07 |
Предоставление индивидуальных услуг |
-0,10 |
-0,20 |
Валовой выпуск (всего) |
-0,23 |
-0,31 |
Валовой внутренний продукт |
-0,14 |
-0,20 |
1 Предварительная оценка Минэкономики, которая может уточняться учитывая результаты проведения переговоров о создании Зоны свободной торговли Украины с ЕС.
2 Входящие данные для проведения расчетов – средние арифметические ставки ввозной пошлины ЕС и Украины в первый и последний годы действия трансформационного периода, которые были предоставлены департаментом сотрудничества с ЕС (по состоянию на 24.02.2011).
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.