Подписаться на RSS

Аналитика   Об интеграции Украины в цифрах

Экономика | воскресенье, 7 августа 2011 в 11:32

Валерий Иванович Мунтиян - доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Украины. Является уполномоченным Правительства Украины по вопросам сотрудничества с Россией, СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями.

Оценивая работу Таможенного союза и ЕС,      потенциальные выгоды и убытки,  которые может получить от членства в них Украина, считаю, что ориентироваться здесь необходимо не на политическую риторику, а на практицизм и конкретные цифры. Вступление в ТС на выгодных для Украины условиях остановит катастрофическое нарастание негативного сальдо внешнеторгового баланса Украины. И, напротив, усугубит при присоединении к ЗСТ ЕС.

ТС состоялся, и отчетные статистические данные показывают положительную динамику. Так, увеличение товарооборота за пять прошедших месяцев в сравнении с аналогичным периодом 2010 года составило 135.1% в России, 142.8% в Беларуси,143.1% в Казахстане. Это самые высокие темпы роста в трех странах за последние пять лет.

ТС поможет Беларуси выровнять экономику

Скептики могут сказать, что в экономике Беларуси не все так радужно, но, думаю, вины ТС в данной ситуации нет. Полагаю, что ситуация в республике выровняется, и положительным фактором стабилизации будет именно Таможенный союз.

Хочу заметить, что экономика Беларуси одной из первых преодолела структурный кризис после развала Советского Союза. Она не только сохранила, но и приумножила национальное богатство страны, обеспечила всеобщую занятость, сохранила производственно-экономический потенциал и высокопрофессиональные трудовые коллективы, модернизировала хозяйственный комплекс страны.

За пять месяцев текущего года темпы роста ВВП Республики Беларусь составили 112.5%, промышленной продукции - 112.5%, инвестиций в основной капитал в постоянных ценах - 131%, перевозки грузов - 115.5%, оборота розничной торговли- 122.3%. Это самый высокий рост макроэкономических показателей среди стран СНГ.

Необходимо отметить, что в условиях виртуализации экономики важную роль играет структура ее реального сектора. Исходя из производственного подхода, в Республике Беларусь создана оптимальная структура валовой добавленной стоимости. Доля промышленности составляет 29.6%, сельского хозяйства - 8.9%, строительства - 12.2%, сферы услуг - 49.3%. Для примера в ЕСпромышленность занимает 18%, сельское хозяйство 1.7%, строительство 6.3%, услуги 74%. В США доля сферы услуг составляет более 80%.

Вместе с тем, в белорусской экономике образовались и определенные структурные диспропорции, наличие которых привело к потере финансовой устойчивости. К таким диспропорциям следует отнести высокий уровень доли перераспределения доходов через консолидированный бюджет: в течение последних лет эта доля составляла около 50%, а в 2008 году - 50.6%, что выше, чем в большинстве стран ЕС, где аналогичный уровень имеет только Швеция. В Украине, например, эта цифра составляет 28.6%, в Российской Федерации - 35%, в США - 30%, в Китае - 20%. Кроме того, к диспропорциям следует также отнести заниженное отношение наличных денег в обращении (М0) к общей денежной массе (М2), которое составляет 17%. Наблюдается в республике и заниженный показатель монетизации экономики: отношение общей денежной массы (М2) к ВВП составляет 16.2%. Для сравнения, в России это 45%, в Украине - 55%. При таких показателях явно недостаточными являются международные валютные резервы Республики Беларусь, которые в 2010 году составили $3.4 млрд. А вот уровень ставки рефинансирования в Беларуси, напротив, самый высокий среди стран СНГ: в 2009 он составил 13.5%, в 2010 -10.5%. Повышение социальных стандартов, без сбалансирования ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и бюджетной политики, закрытие части рынков ЕС, а также вывоз капитала из страны нерезидентами в течение короткого срока и некоторые другие факторы спровоцировали нежелательный ажиотаж.

Я уверен, что существующие диспропорции будут устранены и в дальнейшем экономика Республики Беларусь будет эффективно развиваться.

Какие выгоды может получить от членства в ТС Украина?

Для того, чтобы облегчить поиск ответа на этот вопрос, проанализируем расчеты.

Интеграционные процессы сложны. Поэтому в своих исследованиях мы старались не обращаться к комбинаторным методам и не допускать манипулирования цифрами. Теории подтверждаются фактами и практикой, а факты и практика - теорией. Поэтому в проведенных исследованиях нами были использованы методы многомерного анализа.

Последствия от принятия новых политико-экономических решений трудно оценивать сразу, особенно, если речь идет о подписании международных соглашений и создании новых региональных объединений, в которые независимая Украина еще не входила. Использовать метод простой экстраполяции текущих тенденций легкомысленно и недопустимо. Предпочтение следует отдать методам сценарного предвидения, в которых вероятность реализации прогноза зависит не от текущих тенденций развития национальной и мировой экономик, а в большей степени от тех сценарных условий (договоренностей в рамках подписываемых соглашений), которые закладываются в прогноз.

Когда мы оценивали возможные последствия вступления Украины в Таможенный союз, то исходили из конкретных проектов кооперации в производственной сфере и объемов капиталовложений на их развитие, а также от четких и понятных параметров цены на энергоносители, которые будут установлены для Украины. Об этом уже не раз шла речь во время рабочих встреч и именно это дает нам основания говорить о высокой вероятности реализации наших позитивных прогнозов. А когнитивная модель национального богатства, демографического, технологического, культурного и духовного развития только усиливает позитивные экономические прогнозы.

Единственным сложно предсказуемым вопросом, который обязательно окажет существенное влияние на реализацию прогноза, остается правильная оценка реакции со стороны третьих стран на вступление Украины в Таможенный союз. На данном этапе расчетов мы заложили только применение со стороны стран-членов ВТО компенсационных мер относительно Украины.

Если предварительные договоренности по производственной кооперации и ценам на энергоносители будут пересмотрены, это приведет к необходимости корректировки нашего прогноза. Появление дополнительной информации о возможной реакции третьих стран на вступление Украины в Таможенный союз также потребует внесения корректив в наш прогноз.

Расчет проведен с использованием экономико-математической модели на базе таблицы «затраты-выпуск» за 2008 год с учетом изменения средней арифметической ставки пошлины, а также перечня приоритетных инфраструктурных и промышленных проектов из протокола шестого заседания комитета по вопросам экономического сотрудничества украино-российской межгосударственной комиссии.

Таблица 1

В структуре внешней торговли Украины товарами и услугами Россия занимает большую долю, чем ЕС (в %)

январь-июнь 2010 года

январь-июнь 2011 года

ВТО

Экспорт

Импорт

ВТО

Экспорт

Импорт

Всего товары и услуги

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

в т. ч. со странами:

СНГ

39.8

37.8

41.8

41.3

37.2

45.3

в т.ч.:

Таможенный Союз

36.8

34.2

39.6

38.7

34.2

43.2

в т.ч.:

Россия

32.0

29.0

35.0

33.4

29.4

37.3

Другие страны мира

60.2

62.2

58.2

58.7

62.8

54.7

в т. ч. со странами:

ЕС

29.0

24.8

33.3

29.9

28.4

31.4

США

2.7

2.3

3.1

2.8

2.2

3.4

Китай

4.2

1.9

6.6

4.6

2.4

6.7

Турция

3.9

5.5

2.2

3.5

5.2

1.8

Таблица 2

Прирост (+)/снижение(-) объемов выпуска продукции по ВЭД и ВВП в целом в условиях вступления Украины в Таможенный союз с РФ, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, в %

Данные приведены по состоянию на 25 июня 2011года

Вид экономической деятельности

1-ая волна*

2-ая волна* *

Сельское хозяйство, охота и связанные с ними услуги

2.12

2.43

Лесное хозяйство и связанные с ним услуги

1.6

2.71

Рыбалка, рыборазведение

0.15

2.61

Добыча угля, лигнита, торфа; добыча урановой и ториевой руд

3.56

4.09

Добыча углеводов и связанные с ним услуги

4.45

4.32

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

3.97

4.18

Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий

1.11

2.09

Легкая промышленность

0.65

1.94

Обработка древесины и изготовление изделий из древесины; целлюлозно-бумажное производство; полиграфическая деятельность

0.73

2.03

Производство кокса; производство ядерных материалов

0.41

3.62

Производство продуктов нефтепереработки

0.71

3.48

Химическая и нефтехимическая промышленность

2.97

3.13

Производство другой неметаллической минеральной продукции

5.02

3.38

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

4.12

3.69

Машиностроение

6.21

4.07

Другие сферы промышленности

2.07

2.93

Производство и распределение электроэнергии

3.40

3.49

Производство и распределение газа

2.43

4.04

Поставка пара и горячей воды

1.85

4.06

Сбор, очищение и распределение воды

4.39

4.73

Строительство

6.94

3.98

Торговля; ремонт автомобиля, бытовых изделий и предметов личного использования

2.64

4.36

Деятельность отелей и ресторанов

0.90

1.37

Деятельность транспорта

5.75

3.7

Деятельность почты и связи

2.87

3.64

Финансовая деятельность

0.30

1.56

Операции с недвижимым имуществом

10.87

6.46

Аренда машин и оборудования, прокат бытовых изделий и предметов личного использования

5.17

4.35

Деятельность в сфере информации

1.05

3.24

Исследования и разработки

5.69

4.77

Деятельность в сфере права, бухгалтерского учета, инжиниринга; предоставление услуг предпринимателям

1.98

3.74

Государственное управление

5.76

3.55

Образование

2.85

2.39

Охрана здоровья и предоставление социальной помощи

3.88

3.13

Санитарные услуги, уборка мусора и утилизация отходов

9.68

4.79

Деятельность общественных организаций

0.19

1.21

Деятельность в сфере культуры и спорта, отдыха и развлечений

1.00

1.36

Предоставление индивидуальных услуг

1.83

2.85

Валовой выпуск (всего)

3.26

3.35

Валовой внутренний продукт

2.2

2.06

*- первая волна учитывает прямое влияние на выпуск продукции от изменения условий торговли продукцией по видам экономической деятельности

**-вторая волна учитывает дальнейшее опосредствованное лаговое влияние от изменения условий торговли продукцией по видам экономической деятельности

Прогноз объема ВВП на 2012 год составит 1515 млрд грн., а валовой выпуск - 3911 млрд грн., поэтому эффект оценить несложно. Как видно из таблицы 2, по всем 37 основным видам экономической деятельности как в первом, так и во втором варианте ожидается положительный рост. Самые большие темпы роста приходятся на машиностроение, строительство, транспорт, металлургию и производство. Согласно первому сценарию ВВП увеличится на 2.2%, что составит 33.3 млрд грн., а валовой выпуск увеличится на 3.26%, что составит 127.5 млрд грн.. Согласно второму сценарию объем ВВП Украины увеличится на 2.06% и составит 31.2 млрд грн., а валовой выпуск - на 3.35%, что составит 131.02 млрд грн.. По данным Гостаможслужбы, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Украины со странами Таможенного союза является наибольшим и составляет за первое полугодие текущего года $6067.4 млн. Расчеты показывают, что при реализации двух вышеперечисленных сценариев внешнеторговый баланс в целом по Украине будет положительным.

Потери (дополнительный прирост/снижение) объемов выпуска видов экономической деятельности (ВЭД) в условиях вступления Украины в зону свободной торговли с ЕС, в %

(расчет проведен с использованием экономико-математической модели на базе таблиц "затраты-выпуск" за 2009 год с учетом изменения средней арифметической ставки ввозной пошлины ЕС и Украины)

 

Вид экономической деятельности

11рирост (снижение) объема выпуска продукции за ВЭД:

в первый год действия ЗСТ на основе трансформационного периода2

последний год действия ЗСТ на основе трансформационного периода2

Сельское хозяйство, охота и связанные с ними услуги

0,08

0,09

Лесное хозяйство и связанные с ним услуги

-0,18

-0,29

Рыбное хозяйство

0,03

0,01

Добыча угля, лигнита и торфа; добыча урановой и ториевой руд

-0,33

-0,53

Добыча углеводов и связанные с ним услуги

-0,11

-0,13

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

-0,45

-0,67

Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий

0,07

0,09

Легкая промышленность

-0,17

-0,19

Обработка древесины и производство изделий из древесины; целлюлозно-бумажное производство: издательская деятельность

-0,77

-0,76

Производство кокса; производство ядерных материалов

-0,09

-0,09

Продукты нефтепереработки

-0,05

-0,05

Химическая и нефтехимическая промышленность

-1,29

-1,33

Производство другой неметаллической минеральной продукции

-0,14

-0,18

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

-0,14

-0,15

Машиностроение

-0,57

-0,91

Другие отрасли промышленности

-0,43

-0,47

Производство и распределение электроэнергии

-0,12

-0,19

Производство и распределение газа

-0,16

-0,25

Производство и распределение воды

-0,03

-0,04

Сбор, очистка и распределение воды

-0,20

-0,22

Строительство

-0,20

-0,40

Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

-0,08

-0,13

Деятельность гостиниц и ресторанов

0,01

-0,03

Деятельность транспорта

-0,20

-0,32

Почта и связь

-0,20

-0,40

Финансовая деятельность

-0,05

-0,08

Операции с недвижимостью

-0,21

-0,31

Аренда машин; прокат бытовых изделий и предметов личного потребления

-0,15

-0,21

Деятельность в сфере информатизации

-0,20

-0,34

Исследования и разработки

-0,30

-0,60

Деятельность в сферах права, бухгалтерского учета, инжиниринга; предоставление услуг предпринимателям

-0,21

-0,27

Государственное управление

-0,20

-0,34

Образование

0,11

0,05

Здравоохранение и предоставление социальной помощи

-0,40

-0,60

Санитарные услуги, уборка мусора и уничтожение отходов

-0,41

-0,53

Деятельность общественных организаций

-0,10

-0,15

Деятельность в сфере культуры и спорта, отдыха и развлечений

-0,05

-0,07

Предоставление индивидуальных услуг

-0,10

-0,20

Валовой выпуск (всего)

-0,23

-0,31

Валовой внутренний продукт

-0,14

-0,20

1 Предварительная оценка Минэкономики, которая может уточняться учитывая результаты проведения переговоров о создании Зоны свободной торговли Украины с ЕС.

2 Входящие данные для проведения расчетов – средние арифметические ставки ввозной пошлины ЕС и Украины в первый и последний годы действия трансформационного периода, которые были предоставлены департаментом сотрудничества с ЕС (по состоянию на 24.02.2011).

Метки:

Рейтинг статьи   0

Комментариев пока что нет, будьте первым

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.

 

Другие статьи

Облако меток
 
Copyright © 2009-2024 Экономика ноосферы. Все права защищены законом.
Копирование информации возможно только с указанием источника.