Подписаться на RSS

Аналитика   Выступление Председателя Рабочей группы по разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года Валерия Мунтияна на международном экономическом форуме лидеров бизнеса государств-уча

Экономика | пятница, 5 марта 2010 в 11:20

Москва 5 Марта 2010

Уважаемые дамы и господа!

Разрешите мне искренне поздравить Российскую Федерацию с председательством в СНГ. Заявление Первого заместителя Председателя Правительства России И.И. Шувалова, что вопросы развития СНГ являются  главным приоритетом  внешней политики и внутреннего экономического курса России, а также, что Россия вместе с Республикой Беларусь и Казахстаном формирует Единое Экономическое Пространство, и уже подписаны все необходимые документы по вступлению в Таможенный союз, вселяет добрые надежды.

Но для того, чтобы эти надежды осуществились, нужно отказаться государствам Содружества от взаимных обвинений друг друга, перестать упрекать и доказывать кто больше потерял. Лично мое мнение, что виновны все и потеряли все вместе. Поэтому выход из создавшегося кризиса и наше будущее развитие и процветание мы видим вместе, а достичь их можно только общими усилиями.

Неужели была необходимость затратить двадцать лет, чтобы понять простую истину, что вместе мы сильнее и экономически и духовно. Только сообща мы сможем вырваться из под гнета, как внешнего транснационального капитала, так и внутренних кланово-олигархических групп.
А теперь по порядку. Нам необходимо отличать эпоху кризиса и период созидания. Пока мы находимся в кризисе (ведь падение ВВП за 2009 год в среднем по СНГ составило – 7%, а промышленной продукции – 10%) главной для нас должна явиться идея спасения и выживания. Только успешная и своевременная реализация этой идеи на практике предоставит нам реальную возможность войти в эпоху созидания, где главной задачей будет формирование среды обитания с максимально высоким уровнем глобальной конкурентоспособности как материального базиса, так и духовных ценностей.

Давайте ответим на вопрос, а какое государство мы видим локомотивом движения по спасению и выживанию? Где центр, возле которого должны сконцентрировать свои усилия все государства, и случайно ли выбран год России в СНГ? Нет, это не случайность, а объективная закономерность и уникальная миссия России.

Тезис первый, почему мы говорим только о годе России в СНГ? Ведь кризис дал нам шанс поменять образ мышления - отказаться от догм и навязанных нам стереотипов. Хочу напомнить вам, что дно кризиса - это апогей дезорганизации. Выходом из кризиса станет  способность СНГ преодолеть дезорганизацию. Поэтому нужно дискутировать  не о годе России в СНГ, а о новой организации, о принципиально новой эре взаимоотношений - и о России в новой эпохе.

России необходимо взять на себя ответственность за реализацию всех стадий экономической интеграции СНГ. И не надо от этого открещиваться. От политических лозунгов хозяйственный механизм не заработает.

Россия больше всего заинтересована  в СНГ, иначе она может потерять жизненно важное пространство,  а другие государства Содружества экономическую, а затем и политическую независимость. Ей необходимо возглавить этот процесс,  правильно управлять им и нести ответственность.

Почему Россия? Потому, что это самое сильное государство среди других государств Содружества, владеющее самыми большими ресурсами и потенциалом. Именно  Россия по международным оценкам девяти основных параметров является великой державой. И не может великая держава вращаться вокруг малой, так как ядро атома не вращается вокруг электрона.

Теперь постараюсь целесообразность вышеизложенного тезиса подтвердить аргументами и фактами. Так основные социально-экономические показатели России за 2009 год ниже, чем в среднем по странам СНГ. Так падение объемов ВВП – 7,9%, промышленной продукции –10,8%, инвестиций в основной капитал – 17%.

Поэтому необходимо, прежде всего обеспечить, чтоб экономика самой России стала быстрорастущей и процветающей, в противном случае многие страны СНГ переориентируются на ЕС  или Китай. Для этого целесообразно, во-первых, преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и ликвидировать структурные диспропорции, во-вторых, создать условия, при которых оживление производства   будет   направлено   на   удовлетворение   внутренних   потребностей   Содружества; в-третьих, создать режим наибольшего благоприятствования для товаропроизводителей из государств - участников  СНГ, а также создания общей системы по не допущению оттока ресурсов, неэквивалентного и несправедливого товарно-денежного обмена СНГ с третьими странами.

России вместе с государствами Содружества необходимо  вырваться из мирового капиталистического рабства. Если раньше Русь платила непосильную дань «Золотой Орде» открыто, которая составляла 20-25% дохода, то сегодня она платит еще большую дань только через скрытые формы, механизмы и технологии, которая составляет 64% от объема ВВП, или 1 трлн. долл США в ценах и по ППС 2005 года. Такую тенденцию необходимо срочно менять путем внедрения современных геофинансовых технологий и через осуществление системного и комплексного инновационного прорыва.
Тезис второй, необходимо кардинально поменять нашу философию в проблемах мировосприятия, нашего сознания и развития.

Следует отойти от тезиса - догнать и перегнать. Во - первых, реализовать эти тезисы не сможем, потому, что отведенный лимит уже исчерпан, а во вторых этого не стоит делать. Ведь главная причина находится в совсем другой плоскости.

Вывод: наша главная задача ценить и беречь как зеницу ока, то чем Бог нас наградил. Необходимо ни в коем случае не потерять то, что еще имеем.

Ученые вывели закономерность, что кроме трех экономических циклов кризиса с периодом цикла 5,10, 50 лет совпали еще три цивилизационных цикла с периодом 200, 500 и 1000 лет. Что б сориентироваться в цивилизационных циклах, увидеть причинно-следственные связи в динамике развития, нужна матрица  с пространственно-временной ячейкой, как минимум 500 лет.

А если взять  1000 летний исторический период своего существования Россия выстроила и испытала на практике целых пять империй, в 75 раз увеличила численность своего населения, в 1500 раз объем ВВП, в 2000 раз уровень жизни. Ни одна страна, ни империя не имела таких достижений. Главный вывод по второму тезису, что Россия за 1000 лет не только уцелела, но и достигла прогресса.
Тезис третий, Но самое непонятное, что также не имеет аналога в мире, что  больше половины того, что было приобретено за 1000 лет сложнейшего пути связанного с внутренними и внешними войнами было в одночасье растеряно, всего лишь за 10 последних лет уходящего тысячелетия. Вот главная загадка тысячелетия и урок для России из которого она обязана сделать правильный вывод , ведь права на ошибку она уже не имеет.

Откатится со второго места в мире по важнейшим социально-экономическим показателям, имея высокий авторитет и признание в современном мире, на 60-70 места, это не приобретения, а потери, которые ничем не оправдать. Так это Россия, а другие государства Содружества еще далее откатились и даже в первую сотню не входят, так чему же аплодировать, чему радоваться? И как можно прикрываться независимостью, когда по существу мы ее не приобрели, а потеряли.

Ведь вопрос в том, как сделать так, что б опять не наступить на те же самые грабли?

Кроме того, что нам предоставлен уникальный шанс, мировой финансово-экономический кризис не просто зацепил западные страны, а поставил под сомнение перспективы дальнейшего развития западной идеологии и западных ценностейЗапад дал тектоническую трещину. Уже с сегодняшними проблемами тяжело справляются даже США и страны ЕС, а потенциала для решения проблем  завтрашнего дня у них почти не осталось. Поэтому  их внутренние проблемы дают нам определенное время и отдушину на реализацию Стратегии экономического развития СНГ. Анализ цивилизационных циклов позволяет сделать вывод, что Китай и Россия, станут главными движущими силами третьего тысячелетия.

Демонстрируя грубую силу, страны большой семерки уже ничего не могут, и не способны поделать не только с мировыми энергетическими вызовами, но и с внутренними вызовами бедности  и разочарования большинства слоев их населения, а также с демографическими иммиграционными проблемами и большим уровнем безработицы.

Нужно напомнить, что кризис произошел по причине лопнувшего пузыря виртуальной экономики. А у нас то реальная экономика! Нужно ее только направить на инновационный путь развития для получения необходимых результатов.

Самая крупная составляющая национального богатства России – реальные природные ресурсы. Природно – ресурсный потенциал в расчете на одного резидента в 15,1 раза в России выше, чем в США.

Давайте вместе подумаем, почему располагая самыми большими ресурсами в мире, являясь признанным мировым сырьевым лидером, Россия не может правильно использовать свой самый мощный потенциал, в тоже самое время ее природные ресурсы используются - и более эффективно - другими государствами?

Россия только разведанными богатствами недр обеспечена на 75 лет, тогда как развитые страны совокупными запасами всего на 15 лет. Так кто объективно должен быть центром- силы и за кем будущее, за государством которое владеет реальными универсальными ресурсами и капиталом, или не имеющими их, поэтому эксплуатируют чужие и обмен осуществляют через спекулятивный капитал?

Но существует вторая сторона медали, когда предельная разница в затратах более чем в 10 раз не в пользу России, только общая энергоемкость ВВП в 5 раз выше чем в США. Поэтому Стратегией экономического развития предусмотрено снижение энергоемкости единицы ВВП на 70% к 2020 году. Кроме вопросов ресурсосбережения необходимо решить и ценовой вопрос на сырьевые ресурсы.

Поэтому к этому богатству нужны соответствующие инновационные ресурсосберегающие, экологические технологии. А также новая структура капитала, новая налоговая, ценовая и денежно-кредитная политика. И все это должно реализовываться по единому стратегическому замыслу и планам Стратегии экономического развития СНГ  - тогда и будет успех!

Четвертый тезис: Давайте вместе проанализируем, чтобы не ущемлять интересы любого другого государства, почему именно Россия должна стать центром-силы?  По девяти основным параметрам мощи государства Россия относится по статусу государств к Великой державе. «Управление» рассматривается как общая функция социальной системы, обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей. Качество управления великой державы высокое, тогда как в региональных государствах система управления государством носит неустойчивый характер, а в малых государствах высокая зависимость управленческих решений от внешних воздействийВнешнее влияние и порождает кризис системы управления внутри наших стран. Через внешнее влияние осуществляется подмен ценностей и ведется скрытая информационная война, это самая большая угроза национальным интересам наших стран. Разве кто ни будь еще кроме России из государств Содружества входит в G-8 или G-20? Нет, Россия имеет высокий авторитет в мире, является правоприемником СССР, поэтому ей нужно отдать первенство.

По параметру «Территория», государство, территория которого занимает, значительную часть географического континента. На одном континенте с ним может располагаться несколько сопоставимых или превосходящих по территории государств. Как видим, на материке Евразия другого такого государства как Россия нет. По этому показателю и в мире нет аналогаТерритория России 17,1 млн.кв.км 12,6% территории мира или столько же сколько территория США и Китая вместе взятых. Самую большую территорию из государств Содружества занимает Казахстан 2,72 млн. км. кв, но это в 6,3 раза меньше территории России.

По параметру «Природные ресурсы» обеспеченность экономики собственными ресурсами должна составлять 50-80%, это опять Россия, другой такой страны по обеспечению природными ресурсами в мире больше  не существует.

По параметру «Население» от 2 до 5% населения исторически известного мира. Минимум 140 млн. чел., а чтобы представлять могущество нужно иметь- 300 млн. чел. Это опять Россия, но без других стран СНГ ей этот параметр не удержать. Все страны СНГ имеют 281 млн. человек. Как видим до 300 млн. человек еще не хватает 19 млн. человек, а с учетом демографического кризиса в России с эти параметры можно потерять. Это является еще одним подтверждением того, что как нам нужна Россия так имы ей необходимы.

«Экономика» - государство, , чья экономика в состоянии оказывать существенное воздействие на развитие мировой экономики в том числе по отдельным отраслям. Если сопоставить долю в ВВП мира. то в России она составляет 2,77%, а все страны СНГ 4,08%,  а в Украине например 0,59%. И этой критерий самый высокий в России. Ведь ее  объем ВВП составляет 68% от объема всех государств Содружества.

«Культура и религия» Страна развивает культуру, в отдельных областях оказывает заметное воздействие на формирование мировой культуры, религия имеет мировое значение. Если рассмотреть историю России за 2000 лет, то становится очевидно, что роль религии была огромной, а в переломные моменты - исключительной, судьбоносной. «Наука и культура», государство осуществляет прорывные научные исследования, превышающие мировой уровень, в отдельных областях его культура оказывает заметное воздействие на  формирование мировой культуры. Самый большой потенциал по экономике знаний сосредоточен в России и пора его уже реализовывать на практике.

«Армия», армия страны значима в мировом балансе сил и оказывает существенное влияние на формирование континентального баланса. Ядерные силы должны составлять, не менее 100-500 ядерных боезарядов и налажено производство критически важных систем оружия.Россия по ядерному потенциалу соответствует критериям Сверхдержавы, а по параметру «Армия» Великой Державе. И по этому параметру ни одно больше из государств Содружества не соответствует.

«Внешняя политика» геополитический вес и статус государства, играющее ключевую роль в развитии нескольких регионов. Учитывая то, что в будущем Материк Евразия станет центром экономического развития, Россия и члены СНГ будут играть одну из ключевых ролей на этом материке.

Пятый тезис: нужно выйти из тумана зомбирования, что экономическая интеграция это потеря суверенитета. Почему для других объединений это хорошо, а для государств Содружества это плохо? В условиях глобализации нарастает потребность в усилении роли региональных объединений, которые призваны смягчить влияние глобализации, не допустить структурных диспропорций в неравномерности развития, и амортизировать новые проблемы и конфликты на мировом уровне.

Необходимо обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов,  создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений внутри СНГ.

Очень важно, чтобы углубление и ускорение интеграционных процессов осуществлялись при обязательном соблюдении суверенитета и защите национальных интересов государств на основе общепризнанных принципов международного права.

Степень заинтересованности государств - участников СНГ в экономическом сотрудничестве обосновывается балансом их стратегических интересов и целей, достижение которых с наименьшими затратами одинаково важно для всех государств.

Формирование зоны свободной торговли и единого экономического пространства СНГ экономически выгодно как России так и другим государствам Содружества, ведь это дает реальную возможность подключиться к экономическим системам ЕС и АТЕС.

Не понятно почему мы упускаем свой шанс, когда в мире формируются новые торгово-экономические блоки. Происходят реальные интеграционные процессы не только между высокоразвитыми странами. Так создается Евро-Средиземноморской зоны свободной торговли (ЕСЗСТ). Принято решение о зоне свободной торговли обеих Америк (ФТАА). Создана Центральноамериканская зона свободной торговли (ЦАСТ). Формируется Восточноазиатская зона свободной торговли.

Понятно, что не все гладко происходит - к этим процессам нужно качественно готовиться и просчитывать риски. Но нельзя игнорировать мировые тенденции экономической региональной интеграции. Создаются также торгово-экономические союзы в Африке, в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Процесс сращивания национальных хозяйственных комплексов в единый глобальный комплекс происходит через различные каналы и в разных формах по ряду причин(политическим, социальным, экономическим и т.) д. Одним из способов преодоления дефицита факторов развития является объединение стран в торгово-экономические объединения (торговые, валютные и таможенные союзы, зоны свободной торговли, общие рынки и др.), позволяющие улучшить ситуацию за счет мобилизационных ресурсов. Это средство особенно эффективно в решении проблем наименее развитых стран или малых стран с ограниченной ресурсной базой и рынком. Мы почему - то приводим в пример только ЕС, но к настоящему времени в мире существует свыше 300 различных торгово-экономических объединений одновременно.

Среди региональных торгово-экономических объединений наиболее значительными являются следующие: Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, Зона Евро, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, Бангкогское соглашение, Организация экономического сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Центрально-американский общий рынок, Карибское сообщество, Общеамериканская зона свободной торговли, Общий рынок стран Восточной и Южной Африки, Экономическое сообщество государств Западной Африки, Западно-африканский экономический и валютный союз и много других объединений.

СНГ имеет очень большие перспективы развития. Нужно перестать топтаться на месте и приступить к первому и второму этапам экономической интеграции. Хочу напомнить, что Стратегией экономического развития предусмотрено на первом этапе завершение формирование и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации. Поэтому давать категоричные оценки, что Украина не может быть участником ни Зоны свободной торговли, ни Таможенного союза, ни Единого экономического пространства, только потому, что является участником ВТО, не имеет под собой ни юридической ни экономической основы.

Кроме того, Планом мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) который утвержден Советом глав правительств, предусмотрено обеспечить завершение нормативно-правового оформления зоны свободной торговли.

Что касается Таможенного союза, то почему основное внимание критиков сосредоточено на вопросах которые возникли в процессе работы и требуют дополнительного согласования, это рабочие вопросы они будут решены, но не надо делать из-за них умозаключение, что Таможенный союз не работоспособен. Ведь на самом деле только от него можно иметь эффект, который обеспечит 15% роста ВВП.

В условиях возрастающей глобальной конкуренции будет существенно возрастать значение инновационного фактора. Ни одна страна мира уже не сможет обеспечить свой рост без инновационного фактора. Стратегии перспективного развития ведущих стран мира только подтверждают данный тезис. США для сохранения лидерства в мировой экономике видят только  в переходе к новому типу экономического роста, в основе которого будет лежать динамичное генерирование инноваций, ускоренное развитие нематериальной сферы, упор на человеческий потенциал, науку, новейшие знания и организационно-управленческие решения.

Страны Европейского союза, Япония, Китай, Индия противостояние вызовам глобализации и обеспечение своего дальнейшего развития видят, прежде всего, через инновации. Так зачем государствам  СНГ изобретать велосипед, тем более, что эти моменты четко выписаны в Стратегии Экономического развития СНГ, в Основных направлениях инновационного сотрудничества и будут детализированы в Межгосударственной целевой программе инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.
Необходимо определить, что основные приоритеты межгосударственного инновационного сотрудничества государств – участников СНГ целесообразно строить в четырехмерном измерении. В научно-техническом измерении они должны соответствовать перспективным направлениям формирования шестого технологического уклада. В экономическом измерении исходя из закономерностей устойчивого экономического развития и конкурентных преимуществ, приоритетные производства должны выходить на траекторию расширенного производства на уровне мирового рынка являясь точками прорыва для национальной экономики. В социальном измерении: повышение уровня занятости, реальных доходов, квалификации и общим ростом уровня и качества жизни населения.

Приоритеты экономического развития лежат в сфере расширения экономического сотрудничества по улучшению использования имеющихся природно-ресурсного, научно-технического потенциалов, топливно-энергетического комплекса, отраслей современного машиностроения, промышленного и агропромышленного комплексов, энергетики, здравоохранения и сферы услуг.

Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится производство новых идей, технологий и социальных инноваций.

Одним из способов противостоять глобальной конкуренции на мировых рынках для государств – участников СНГ является увеличение в современных условиях темпов внедрения в производство новейших научно-технических решений, развитие наукоемких производств, создание условий повышения эффективности инновационных процессов, формирование национальных инновационных систем. Использование интеллектуальных ресурсов и развитие соответствующей технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами государств – участников СНГ, требующими принятия новых решений в области стратегии инновационного развития.

Хочу обратить ваше внимание на еще один жизненно важный вопрос который почему то правительствами наших стран умалчивается, хотяуровень опасности в мире существенно вырос – это проблемы обеспечения безопасности и обороны наших государств и граждан. Проблемы безопасности мы также сможем решить только сообща и на базе инновационной экономики.

Разрешите мне от имени участников. еще раз поблагодарить Исполком СНГ и Минэкономразвития Российской Федерации за очень качественную подготовку и организацию проведения форума.
Благодарю за внимание.

Метки:

Рейтинг статьи   0

Комментариев пока что нет, будьте первым

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.

 

Другие статьи

Облако меток
 
Copyright © 2009-2018 Экономика ноосферы. Все права защищены законом.
Копирование информации возможно только с указанием источника.