Подписаться на RSS

Аналитика   Пути преодоления мирового кризиса

Экономика | понедельник, 16 ноября 2009 в 13:20

Пути преодоления мирового кризиса

Мунтиян В.И., д.э.н., профессор,
член-корреспондент НАН Украины


Анализируя основные показатели экономического развития РФ, можно сделать вывод, что, несмотря на существующие проблемы, объективных причин для того, чтобы экономика РФ попала под воздействие финансового кризиса и несла самые большие потери, не было! Причина в том, что против России начали экономическую войну, к которой финансово-экономический блок страны должным образом не был готов.

С 2000 года в Российской Федерации наблюдался устойчивый темп роста реального ВВП, который в 2 раза превышал общемировые показатели, и в 3 раза — показатели развитых стран. Даже по первичному прогнозу МВФ на 2009 год — в США падение ВВП — 0,7%, в странах Еврозоны — 0,5%, в Японии - 0,2%, а в России рост + 2,4%!

По шкале ведущих рейтинговых агентств мира уровень кредитного рейтинга России оставался стабильным и отражал положительную оценку изменений в инвестиционном климате.

Анализ основных макроэкономических и кредитных показателей свидетельствует о том, что они соответствовали критериям, обеспечивающим экономический рост, и не предвещали кризиса, хотя существовали и нерешенные проблемы, и не были ликвидированы структурные диспропорции в национальной экономике.

Кризис в РФ появился сразу же после возникновения рецессии в США, как следствие политики США по экспорту и углублению мирового кризиса. В том числе — стимуляцией оттока спекулятивного капитала из России и обрушением цен на энергоносители, металл и зерно, с целью подрыва платежного баланса и бюджета РФ. Россия устояла! Но были нарушены основные макроэкономические и денежно-кредитные пропорции российской экономики под лозунгом борьбы с инфляцией. Кроме того, в случае с российской экономикой инфляция может и стимулировать экономический рост. Ведь в отличие от ситуации в США, в России макроэкономические индикаторы соответствовали критериям реального роста.

Что касается «перегрева экономики», то, по существу, такого перегрева нет. Если взять средневзвешенные темпы прироста ВВП, сравнительно с показателями 2007 года, то только в 2007 году РФ имела прирост ВВП к базовому 1990 году — 105,2%. Но если прирост в 105,2% ВВП разделить на 17 лет — это низкий среднегодовой показатель — всего 0,3%. Он на порядок  ниже необходимой нормы ( 2,7%). Так что, до перегрева экономики России еще далеко! И совершенно непонятно, почему все сводится исключительно к сфере обращения, а не к сфере производства? Необходимо структуру производства привести к нормальному воспроизводственному состоянию.
Допущена ошибка и в денежно-кредитной политике. Учетная ставка Центробанка РФ в 13% годовых сверх завышена, а объяснение, что «она должна быть выше уровня инфляции в условиях кризиса» — вовсе не обязательно должно соблюдаться. К примеру, инфляция в США - 3,2%, а ставка ФРС - 0,25%, в Европе инфляция — 5,8%, в Еврозоне — 3,5%, а учетная ставка — 1%, в Японии инфляция — 1,6%, а учетная ставка — 0,3%.
Ведь при такой политике отечественные производители опять будут брать кредиты за рубежом, т.к. эти кредиты являются более дешевыми и долгосрочными. Так почему же не сделать такие условия для отечественного бизнеса? Зачем работать на укрепление экономики других стран?!

Неужели «макроэкономистам» не понятно, что если стоимость кредитных ресурсов в 3-4 раза выше уровня рентабельности в реальном секторе экономики, это приводит к разрыву товарно-денежных потоков, а затем к экономическому затуханию и деградации? Если не устранить возникшие диспропорции, Россия не сможет обеспечить экономическую безопасность государства и глобальную конкурентоспособность. Неразвитость собственной финансовой системы, способной противостоять внешним вызовам, и необоснованная привязка рубля к зарубежным валютам лишают страну финансового иммунитета. По данным Центрального банка Российской Федерации, темпы прироста денежной массы по состоянию на 01.12.2008 года составили минус 0,3% по отношению к 01.01. 2008 года, т.е. отрицательную величину. А инфляция за этот период составила +15,9%. Так как же можно утверждать, что рост денежной массы спровоцировал рост инфляции, ведь роста денежной массы не было! Значит, причину нужно искать в другом месте!!! Не соответствует также пороговым значениям уровень монетизации экономики РФ. При критическом уровне 50% он составляет 34%. Т.е. на 26% ниже критического уровня. Как можно продолжать сжатие денежной массы, когда экономика задыхается от нехватки денежных средств?!
Заниженный уровень монетизации негативно влияет и на сферу обращения, ведь уровень монетизации является обратной величиной по отношению к числу оборотов денежной массы в год. Скорость оборота денежной массы зависит, в первую очередь, от производственных структур. При существующем соотношении мы имеем три оборота денежной массы в год, что на 33% превышает норму. При таком соотношении происходит выдавливание наукоемкой высокотехнологической продукции с высоким уровнем добавочной стоимости. То есть денежный поток обслуживает большей частью отрасли с коротким производственным циклом. В основном финансовую сферу, торговлю, потребительские товары и услуги. Нормальная величина этого показателя должна быть не более 2 оборотов в год.

Нормальный уровень обеспечения золотовалютными резервами должен составлять не менее 70%-80% от величины денежной базы. Поэтому нормальным объемом международных резервов для российской экономики было бы 250 млрд. дол. США. Зачем их нужно было поднимать до уровня 596,56 млрд. дол. США, т.е. в 2,4 раза выше нормы? Эти средства можно было использовать более эффективно, оживить многие сектора экономики, освоить новые рынки, созвать дополнительные рабочие места и, повысить уровень инноваций и самое главное, сбалансировать денежные потоки, повысить образовательный и научный потенциал государства, сформировать прорывное ядро по обеспечению глобальной конкурентоспособности.
Если резервы России за 3 месяца текущего года уменьшились на 161,2 млрд. дол. США, когда, например, в Польше они уменьшились лишь на 3 млрд. дол. США, в Украине — на 8 млрд., а в Белоруссии всего на 1,3 млрд. дол., то внешний долг России за год вырос на 135,2 млрд. дол. США. Если на 01.07.07 он составлял 391,9 млрд. дол. США, то на 01.07. 08 — уже 527,1 млрд. дол. США, а это почти 50% объема ВВП России (все данные ЦБ РФ).

Учитывая катастрофические темпы уменьшения резервов — более 50 млрд. дол. США в месяц, а также то, что реальный их объем ниже — ведь из 399,5 млрд. дол. США резервных активов в иностранной валюте по состоянию на 01.11.08 года — 379,8 млрд. дол. США — это ценные бумаги (все — по ЦБ РФ), значительная часть которых была размещена в финансовых институтах США, которые обанкротились, соответственно, часть объема резервов стала безвозвратной, и, учитывая то, что они не должны быть ниже нормы 250 млрд. дол. США, то реального их запаса почти не осталось.

Что касается внешнего долга, то организаторы экономической войны против Российской Федерации будут выстраивать долговую зависимость, состоящую из целой цепи поручительств и гарантий с целью подведения страны к дефолту, для этой цели будут задействованы внутренние и внешние возмущающие факторы.

Уровень изменений процентных ставок по индикатору экономической безопасности является критическим не только для реального сектора экономики, но и для самой банковской системы. Доля межбанковского сектора в ресурсах банковской системы является опасной, т.к. превышает 25%. Доля «плохих» кредитов превышает пороговое значение 10%, что также имеет негативное влияние и представляет угрозу для развития банковского сектора.

Надлежащий контроль над фондовыми биржами также не был осуществлен. Ведь пороговым значением считается снижение индекса РТС за одну торговую сессию более чем на 5%. Почему биржи, вместо того чтобы вовремя остановить торги, продолжали работать? Ведь в тех же США спекулятивная накачка на порядок выше, чем в России, и даже не поддается учету. В РФ доля фондового рынка мобилизует ресурс для инвестиций — 2%. Но фондовый рынок является площадкой ликвидности. Так почему же из-за этих 2% должны обесцениваться 98% национальной экономики?

Не лучше ли закрыться от мирового кризиса и не играть по их правилам? Экономика в таких условиях требует усиления государственного регулирования и защиты отечественного рынка. Ведь, несмотря на сделанные главами государств заявления на саммитах «Большой двадцатки» о приверженности принципам рыночной экономики, на практике правительства этих стран приступили к усилению протекционистской политики.

Для примера, США разработали план спасения национальных производителей автомобилей, который исключает присутствие на рынке иностранных компаний. Китай активно «удешевляет» свой экспорт, путем снижения ПДВ для экспортеров и поддержки обесценивания национальной валюты. Франция создала специальный фонд в размере 7,6 млрд. дол. США для защиты внутренних производителей. Индия ввела запрет на ввоз групп товаров из стали и дерева. Многие страны также увеличивают пошлины на импорт. ЕС объявило, что может возобновить 79% тариф на ввоз бумаги из Китая и др. Если экономически мощные государства мира защищают свои рынки, почему же наши государства должны отказаться от такой борьбы?

Важнейшая задача России — не допустить падения национального производства ниже, а роста цен и уровня безработицы — выше, чем у стран-конкурентов. Нужно сработать комплексно — и на опережение! В данной ситуации — промедление смерти подобно! Ибо мир скоро накроет новая, более мощная волна финансового кризиса. А тут еще с первой не разобрались — и не отработали мероприятия по ее нейтрализации!

Вторая волна будет спровоцирована экономическим протекционизмом, кредитным сжатием, замораживанием финансовых и инвестиционных каналов, не возвратом кредитов и долгов, массовым банкротством банков и предприятий, массовой безработицей, дефолтом государств, падением доллара и евро — и все это на глобальном уровне. Необходимо обратить внимание на то, что и у США, и у ЕС, и у «Двадцатки » нет реальной стратегии преодоления кризиса, а мероприятия, предложенные Президентом Обамой — нереалистичны, т.к. на их реализацию необходимо финансовых ресурсов как минимум в 2,8 раза больше, чем утвердил Конгресс США.

Поэтому нужно надеяться только на собственные силы и скоординированную работу всех государств Содружества. Вместе мы сильнее! У них нет, а у нас есть — Стратегия! Нужно немедля приступать к ее реализации, чтобы не попасть в преддефолтную фазу, избежать эффекта домино и новой кризисной спирали.

Поэтому только успешная реализация инновационных и инфраструктурных проектов даст возможность обеспечить экономическую безопасность Содружества и предотвратит их «аргентинизацию». Только так Россия и СНГ смогут предложить миру принципиально новую экономику, которая бы выступила генерирующей силой синтеза мировой хозяйственной системы и спасла человечество от глобального кризиса, не допустив смертельного столкновения постиндустриализма и неоэкономической модели.

Источник: MONOLITH digest, №20 2009 С.-128 (С.20-21).

Метки: мунтиян, сша, россия, снг, кризис, инфляция, центральный банк рф, экономическая война

Рейтинг статьи   +1

Комментарии (1)

pavel
вторник, 15 февраля 2011 в 13:36

Все мы хорошо видим проблемы,понимаем их суть, но что-то мешает
видеть пути выхода из того состояния в котором мы оказались. А чтобы
найти эти пути надо быть таким нищим как я. И чтобы у власти стояли
люди не обременённые многомиллиардным капиталом.Реальные пути
преодоления кризиса потребуют многократного сокращения сверхприбилей,
а на это ныне не пойдёт ни одна существующая власть ибо она очень и
очень срослась с капиталом.

0  | ответить

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.

 

Другие статьи

Облако меток
 
Copyright © 2009-2022 Экономика ноосферы. Все права защищены законом.
Копирование информации возможно только с указанием источника.